Как преодолеть творческий кризис


Творческий кризис

В жизни любого пишущего человека неизбежно наступает такой момент, когда он берет лист чистой бумаги или открывает свой любимый текстовый редактор, и не может выдавить из себя ни слова. И сколько бы мы не ходили по комнате, сколько бы не раскладывали "косынку" и не ругали себя последними словами. - ни одной полезной мысли не приходит в голову Если и с вами случилось нечто подобное, то спешим вас "поздравить" – вы переживаете творческий кризис. Он может длиться дни, недели и месяцы. В истории существует множество примеров, когда даже у самых знаменитых писателей он продолжался годами. Если речь идет о любимом деле, то такое состояние воспринимается очень болезненно: оно негативно сказывается как на самооценке, так и на вашей литературной карьере. Считается, что творческие кризисы неизменные спутники любого свободного художника. Но действительно ли они неизбежны? И что делать, если с вами случилась подобная неприятность? Давайте попробуем разобраться.

В каждом, кто занимается творчеством, живут одновременно две разных личности: Творец и Критик. Первый, как следует из названия, отвечает за нашу креативность и помогает появиться на свет новым идеям, мыслям и образам. Он служит посредником между подсознанием и сознанием, небытием и бытием, чувствами и разумом. Без него невозможно никакое искусство, поскольку он и есть источник всякого созидания.

Второй напротив - рационален, и связан с рассудочной частью нашего мышления. Он стремится к порядку и чистоте, любит все систематизировать и раскладывать по полочкам. Критик дает человеку возможность смотреть на себя глазами других людей и позволяет пропускать наши мысли, слова и поступки через призму социума. Когда мы говорим о "голосе рассудка" или о "здравом смысле" мы имеем в виду именно Критика - свою мудрую и расчетливую ипостась, которая не разрешает нам следовать инстинктам и совершать глупости.

Но оба они в равной степени важны для творчества. Один находит нужную мысль, другой придает ей форму или, если выражаться образно, первый добывает алмазы - второй превращает их в бриллианты. Когда в человеке слаб Творец, то ему сложно создать что-то новое. А если проблемы у Критика - творчество вырождается в графоманию или в занятие интересное исключительно самому автору.

Эти две личности, как правило, худо-бедно, но ладят между собой. Однако их влияние на нас не всегда одинаково, поскольку они существуют и развиваются независимо друг от друга. Иногда наступает такой момент, когда Критик получает в свои руки безраздельную власть и начинает подавлять Творца. "То, что ты предлагаешь глупо и никому не нужно!" - говорит он. Творец обиженно замолкает, и вот мы уже сидим перед пустым листом бумаги и не можем написать ни одного предложения.

Конечно, иногда лучше переждать творческий кризис, как следует отдохнуть и отвлечься, дать двум своим составляющим время и возможность договориться друг с другом. Но что делать, если вы не можете позволить себе перерыв в работе?

Для начала отделите Творца от Критика: каждый из них должен трудиться в строго отведенное для него время, чтобы не мешать своему оппоненту. Позвольте первому беспрепятственно заниматься тем, для чего он предназначен - творчеством в чистом виде. Пусть он напишет черновик вашей рукописи, изливая на бумагу или на экран монитора все свои мысли и чувства. И лишь затем в игру вступит Критик и займется своим любимым делом - критикой и доведением вашего творения до совершенства.

Вот несколько простых приемов, которые облегчат вашу задачу:
1. Не позволяйте Критику лезть в работу!
Разрешите вашим мыслям течь свободно. Не сдерживайте эмоций - они приносят радость творчества и наполняют жизнью ваши строчки. Оставьте шлифовку и полировку на потом: гораздо проще улучшать вещь далекую от идеала, чем часами медитировать над чистой страницей.
2. Не останавливайтесь!
Отведите какой-то определенный промежуток времени для письма (пять минут, полчаса или час), и пишите без остановки с удобной для вас скоростью. Когда вы делаете паузы, Критик пользуется этим и начинает тормозить работу и заниматься саботажем. Старайтесь не возвращаться к уже написанному, пока вы полностью не закончили свою сегодняшнюю норму. Если у вас вдруг не получается подобрать подходящее слово, напишите первое, что придет в голову или поставьте в этом месте многоточие. На следующих этапах работы над рукописью вы без труда найдете то, что вам нужно. Непрерывное письмо - это главный навык всех профессиональных писателей и журналистов.
3. Не обращайте внимания на ошибки и опечатки.
Мелкие погрешности вы можете исправить позже. Не отвлекайтесь на них и не теряйте ритм. Если вы работаете в текстовом редакторе, то отключите автоматическую проверку орфографии - слова, подчеркнутые красным, будут вам только мешать.
4. Не бойтесь написать глупость.
Лучше создать нечто безумное, чем вообще не сдвинуться с места. Пока ваша рукопись в стадии черновика, ее читаете вы и только вы. Даже если вам кажется, что все написанное полная чушь, об этом все равно никто и никогда не узнает. А в процессе правки любой бред можно переосмыслить и превратить в адекватную мысль.

Когда черновик закончен, пусть за дело берется Критик. Сейчас он, наконец-то, может отвести душу! Он исправит орфографические и грамматические ошибки, найдет все несуразности, поможет подобрать более удачные обороты и удалить все лишнее. Довертись его въедливости и педантизму, и он превратит ваше творение в настоящий шедевр.

И напоследок еще один важный секрет: пишите регулярно, не надейтесь на вдохновение! Набивайте руку и оттачивайте свое писательское мастерство, и тогда творческие кризисы начнут обходить вас стороной.

Читайте также

0 комментариев на тему "Как преодолеть творческий кризис"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *